Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека, и то что очень важно мало кто поспорит. Многие родители в своих мечтах представляют своих 3-4 летних карапузов настоящими маленькими «леди» и «джентльменами».

Когда можно начинать прививать малышу нормы вежливости? Кто – то из родителей уверен, что это качество нужно воспитывать с пелёнок, а кто – то и про 4 – летнего карапуза скажет, что он  «ещё не способен этого понять». На самом деле более правы сторонники «пелёночного» подхода и вот почему. Ребёнок с самых первых дней живёт и воспитывается в определённой среде, и, как губка впитывает её особенности. Путь, который  проделывает ребёнок за первый год жизни, поистине огромен: от крохотного   несмышлёныша до человека, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит, ведь ребёнку  пока невозможно  их объяснить. Он их усваивает видя, как общаются между собой и с ним его родные люди. Давайте разберём несколько ситуаций.

Ситуация первая: Аня и Максим  молодые супруги, воспитывающие годовалого Данилу. В их семье принято говорить спокойным тоном, употребляя вежливые слова» спасибо», «пожалуйста», «на здоровье» и т.д. Даже разговаривая с Данилой, мама Аня не забывает  об этих словах: «Даня, дай мне пожалуйста погремушку. Вот спасибо!». «Кушай кашку», « Приятного аппетита», «Спокойной ночи , сынок», «Я тебя случайно толкнула .Извини пожалуйста!».

Ситуация вторая: Маша и Кирилл тоже молодые супруги, и у них растёт 11 – месячная Катюша. Но стиль общения в их семье совсем другой. Слова «пожалуйста» или «извините» практически не звучат из уст взрослых. И в общении с малышкой мама Маша обходится без них. Вместо  Спокойной ночи звучит «Спи быстро»,  вместо «Дай, пожалуйста!» слышится  «Отдай, а то влетит». Как вы думаете, в какой ситуации ребёнок быстрее научится вежливости? Конечно же, в первой. Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным  для ребёнка с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появляются в лексиконе очень рано. Эти слова появятся естественно, без чтений лекций и педагогических внушений. И на вопрос «Как вы смогли воспитать ребёнка таким вежливым?» родители либо ответят, что он «как – то  сам» таким стал, либо скажут, что «мы сами так себя ведём, поэтому и малыш за нами тянется». Ребёнок – как глина: что слепишь, то и будет  Если вы когда – нибудь  занимались отливкой из гипса, то  можете  вспомнить простую вещь. Если у вас в руках  резиновый шаблон в виде зайчика, то, как ни старайся, мишка из гипса не получится. Так вот «шаблон, - это стиль отношений в семье, а жидкий  «гипс» - это ребёнок. Каков шаблон, такая получится отливка. Поэтому первый и главный этап в воспитании вежливости ребёнка – это демонстрация ему правильного примера  взрослыми.

Волшебные слова.

Каким же словам стоит научить ребёнка в первую очередь? Конечно, это слова приветствия, и, прежде всего, слово здравствуй. Конечно, облегчённое «привет» гораздо легче, но после 3 лет нужно научить малыша именно слову «здравствуй».  Это слово – одно из основных. Говоря ему, мы обозначаем, что тот, кому мы его адресуем, существует для нас, мы желаем ему  добра и здоровья. Также нужно научить малыша словам «пожалуйста», «спасибо», «извини», «до свидания». Это минимум, который должен быть в лексиконе трёхлетки: ребёнок должен знать, когда применяются эти слова и уметь правильно их  употребить. Конечно, малышу понадобятся наши подсказки. Дальше лексикон вежливых слов должен расширяться. Очень хорошо, если 6 – летний ребёнок может назвать и правильно применять 10 – 15 вежливых слов и выражений.

Дошкольный этикет

После 4 лет ребёнок перестаёт быть «пассивным» участником процесса. Теперь он критик, судья. В старшей группе детского сада время свободной игры. Сквозь общий шум то и дело раздаются детские голоса: «А Вера меня ударила и извиняться не хочет». «А я Коле мячи дала, а он мне «спасибо» не хочет говорить». Возгласы маленьких «ябед» раздаются каждую минуту. Почему же дети так охотно замечают промахи других и не видят свои? Почему они так беспощадно критичны к  своим одногруппникам, но сами забывают об элементарных приличиях. Потому что в их жизни наступил очень важный этап: они учатся оценивать поведение других с точки зрения усвоенных ими этических норм. Такое поведение не является истинных ябедничеством, у него совсем другая  задача. Ребёнок желает понять, правильно ли он усвоил ту или иную норму. Подходя к воспитателю или родителям с информацией о том, что кто – то сделал, что – то не так, он желает знать: правильно ли он осудил это поведение. И если взрослый подтверждает его правоту, то следование этой норме будет закрепляться в поведение самого малыша. Если же взрослый говорит: «Отстань!» или «Не ябедничай!», то малыш не получает ответа на свой вопрос, а значит не понимает, как стоит себя вести. Пока ребёнку 4 – 5 лет родителям может казаться, что он ведёт себя менее вежливо, чем в 2 – 3 года, как будто он «забыл» все навыки вежливости. Но это не так. Если в 2-3 года вежливость была копированием стиля общения взрослых, то теперь маленькому человеку нужно пропустить эти  нормы «через себя» через своё сознание  Поэтому и наступает период временной «утери» вежливости. Не волнуйтесь, дальше наступит новый этап. Ближе к 6 годам ребёнок начинает применять нормы вежливости  осознанно Конечно, некоторые нормы  закрепляются и раньше, но самое благотворное время для этого конец пятого года жизни – начало шестого. «Ябедничество» уменьшается, т.к. ребёнок уже усвоил, что хорошо и что плохо. Ребёнку важно, что подумают о нём окружающие, поэтому он старается произвести хорошее впечатление. В  малышах,  наконец то появляются те самые черты маленьких «леди» и «джентльменов». Конечно, успехи ребёнка нужно замечать и хвалить, ведь ему важно знать, что он движется в правильном направлении. А если он ошибся или забыл какое – нибудь правило вежливости, нужно лишь тактично (вежливо) напомнить о нём.

Игра – помощница.

Игра – это основная деятельность в дошкольном детстве. Именно через игру ребёнок познаёт окружающий мир, узнаёт много нового, учится делать выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К игре нужно относиться бережно и с большим уважением. К сожалению, очень немногие родители играют с малышами в сюжетные игры.. А ведь  именно игра - один из лучших способов показать ребёнку эффективные способы общения и разрешения детских, но таких непростых проблем! Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость. Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие  зверюшки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто – то способный обозначить живые существа. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. В каких же?

- при встрече со знакомым

- при посещении поликлиники

- при походе в магазин

- при посещении театра

- в транспорте

- в гостях или при встрече гостей у себя

- и просто в ежедневном общении с близкими!

В общем, вежливость – это стиль жизни, это качество, без которого невозможно представить культурного человека. Самое главное – будьте вежливы сами, и не только в «публичных» местах, но и дома в ежеминутном общении с ребёнком и другими близкими.

Шумилова Тамара Павловна

Как нельзя разговаривать с ребёнком

Каждая мама желает, чтобы её ребёнок был совершенством. И работа над этим начинается с самого рождения малыша. Мама тратит на это так много сил, что усталость и негативные эмоции прорываются сквозь любовь и заботу. За гонкой к совершенству мы порой не замечаем мелочей – несерьёзных фраз или слов брошенных в сердцах.

Маленькие дети понимают намного больше, чем кажется родителям. Ребёнок слышит, воспринимает, ловит каждое слово родной мамочки. Он не может дать отпор, когда ему больно, он не знает, что делать, когда его отталкивают. Злой голос ударяет сильнее шлепка. Раны, нанесённые словами, заживают гораздо дольше, и рубцы иногда остаются на всю жизнь.

«И в кого ты такой уродился!»

Эти слова мама может с досадой сказать, не задумываясь о чувствах ребёнка. Предполагая, что маленький и ничего не понимает. А малыш, услышал, что он родился, каким – то не таким понимает, что:

- я не такой, каким хочет видеть меня мама:

- мама меня не любит:

- мама не в настроении – это всё из -  за меня.

В данном случае у ребёнка подрывается разовое чувство безопасности и любви, которое  необходимо каждому человеку.

«Я возьму себе другого мальчика. Он будет меня слушаться, есть кашу и не баловаться»

Эти ненастоящие фразы ребёнок воспринимает довольно серьёзно и только маленький человечек знает, как глубоко они западают ему в душу.»Да я же так не думаю серьёзно»! – скажите вы . А ребёнок!? Он это знает? Этими словами мы сами закладываем в ребёнке те комплексы, которые потом (например,  в подростковом возрасте) вылезают различными проблемами.

«Ты мне не нужен…»

Даже если вы бросили эту фразу в пылу эмоций – она долетела до ребёнка. «Ты мне надоел!»  «Достал» « Уйди с моих глаз!» « Чтобы я тебя не видела и не слышала!» « Не путайся под ногами»! Уже с 1 – года у современных детей есть своя отдельная комната, обставленная занимательной аппаратурой – телевизор, видео игровые приставки, компьютер. Всё, для того, чтобы дитя не беспокоило родителей И через некоторое время у замкнутого и одинокого ребёнка только один собеседник – компьютер или телевизор. Как показывают многочисленные   исследования, ребёнок очень близок к маме не только в грудном возрасте. Эмоциональная связь между матерью и ребёнком остаётся очень долго и всё, что исходит от любимого и близкого человека оказывает огромное влияние на развитие подрастающего человека. Когда ваш малыш долго возится со шнурками, когда его суп из ложки мимо ротика льётся на стол – вы нервничаете. Вам так хочется, чтобы у него всё получалось сразу, чтобы он был быстрым, ловким, аккуратным. Но подождите немного. Он так старается, он так хочет, чтобы вы им гордились и любили его. Немного терпения и ваш малыш будет радовать вас своими успехами и достижениями.

Ведь вы же его так сильно любите! Ведь это самый лучший малыш в мире! Он так вам нужен, ваше милое солнышко! Ради этого можно «горы свернуть» и прислушаться к своим словам.

12 заповедей для родителей

  1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даёт жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдёт.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай.
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми, обращай больше внимание на них, ведь сам Господь посещает родителей в их детях.
  7. Не мучь себя, если не сможешь сделать что – то для своего ребёнка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано  всё.
  8. Ребёнок – это не тиран, который завладеет всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, который Бог дал тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Помни, что у родителей растёт не « наш», «свой» ребёнок, но душа  данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому, то что не хотел бы, чтобы дали твоему.
  10. Люби своего ребёнка любым – не талантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 49 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.